На базе НАУМИР (Национальной ассоциации микрофинансового рынка) может появиться специальный финансовый уполномоченный. С этим предложением выступила СРО «МиР». Создание омбудсмена позволит рассматривать первичные жалобы клиентов в режиме одного окна, на ранних стадиях решения спорных ситуаций между кредитором и заёмщиком. По замыслу инициаторов, проходить такие разбирательства будут без привлечения Центробанка и других регуляторов рынка.
Почему в финансовом омбудсмене есть потребность
Кредит без подтверждения дохода привлекает внимание простотой оформления, но именно здесь возникает много конфликтных ситуаций, касающихся навязывания услуг, завышенных процентов, некорректного взыскания проблемной задолженности и пр. Заёмщики, столкнувшиеся с перечисленными проблемами, обращаются за помощью в надзорные инстанции, при этом большинство ситуаций МФО могут решить самостоятельно.
Если клиент готов взять кредит под залог, он должен получать возможность разрешения возникающих споров на уровне потребитель-омбудсмен-кредитор, и только в случае, когда МФО не исполняет решение финансового уполномоченного, обращаться в вышестоящие инстанции.
Что об инициативе думают участники рынка
В настоящий момент, инициатива СРО «МиР» находится на стадии рассмотрения. В Центробанке отметили, что готовы поддержать любые решения, направленные на повышение эффективности оказания финансовых услуг. Но при этом следует учитывать результативность уже действующего механизма рассмотрения жалоб. В частности, ЦБ может воспринять появление омбудсмена в качестве конкурента в сфере государственных регуляторов рынка.
При этом представители многих микрофинансовых организаций считают, что появление финомбудсмена, работающего вне сферы влияния конкретной СРО, может оказать положительное влияние на развитие рынка. Такой инструмент поможет эффективно рассматривать жалобы заёмщиков и урегулировать подавляющее большинство спорных ситуаций в досудебном порядке.