
Вслед за ипотечным кредитованием, ряд банков начал сокращать процентную ставку в потребительском секторе кредитования. Такие кредитно-финансовые организации снижают общую стоимость продуктов, выдаваемых наличными, и предлагают клиентам сбалансированные программы рефинансирования ранее оформленных займов. В некоторых случаях, падение ставки составляет 1.6 процентного пункта по стандартизированным кредитным продуктам. В результате банки жертвуют абсолютными показателями, при этом наращивают портфели, и пользуясь ситуацией, сманивают клиентскую базу у конкурентов.
Такую тактику применяют несколько крупных игроков, которые сократили ставки в секторе потребительского кредитования.
Например, МКБ (Московский Кредитный Банк), понизил процентную планку по всем потребительским займам. В результате пенсионеры могут взять займ под 7.5%. Прежняя минимальная ставка составляла 8.9%. Ставка по программам нецелевого кредитования начинается с 11.5% в год. Предложение актуально для потребительских займов на сумму, не больше 5 миллионов рублей со сроком погашения до 15 лет.
«ФК Открытие» сократил ставки по наличному кредитованию и программам рефинансирования до 6.9%. Начиная с июля, до этой планки снизил ставку и Росбанк.
В последних числах июня, ставки сократили и крупнейшие банки страны. Так, Сбербанк понизил процентную планку на 1 позицию – до 11.9%. В ВТБ минимальная процентная ставка по потребительскому кредитованию установлена в размере 7.5%. Помимо этого, ставка рефинансирования снизилась в Альфа-банке (9.9%) и Райффайзенбанке (7.5%).
С 19-го июня текущего года, ключевая ставка была снижена Центробанком до исторического значения в 4.5% годовых. Согласно экспертной оценке государственного регулятора, существуют значимые риски инфляции ниже целевого уровня в 4%. Благодаря применяемой тактике, можно удержать инфляцию в пределах 4% и предотвратить риски снижения. Именно поэтому практически все крупные игроки начали сокращать базовые ставки по ипотечным кредитам с середины июня.
Банкиры пояснили, что понижение ставок должно стимулировать потребительскую активность среди потенциальных заёмщиков. Например, в ВТБ официально заявили, что это прекрасный шанс реализовать запланированный спрос на приобретение дорогостоящих товаров и недвижимости. Ведь в период самоизоляции, люди оформляли кредиты только на покупку предметов первой необходимости.
В Райффайзенбанке пошли несколько другим путём. Здесь основная ставка сделана на рефинансирование ранее оформленных займов. По мнению руководства, в период пандемии у многих заёмщиков ухудшилась финансовая ситуация, и они не могут выполнять кредитные обязательства на прежних условиях. Благодаря программам рефинансирования, заёмщики могут объединить до 5-ти кредитов, в том числе, оформленных у других кредиторов.
Руководство Альфа-банка уточнило, что новые условия по программам рефинансирования представляют собой новый кредитный продукт с быстрым получением по одному документу. Воспользоваться этим предложением могут добросовестные заёмщики, которые не создавали просрочек по обязательным платежам за минувший год.
В целом, изменение ставок по программам кредитования затронуло банки, у которых с января года наблюдалась стагнация или сокращение кредитных портфелей. По мнению Антона Лопатина – экспертного аналитика Fitch, снижением ставок банки привлекают заёмщиков с имеющейся КИ, ведь риски невозврата у таких клиентов заметно ниже, чем у случайных людей. При этом сами заёмщики тоже нуждаются в рефинансировании имеющихся займов с целью уменьшения финансовой нагрузки.
По мнению экспертов и аналитиков, снижение ставок коснулось долгосрочных кредитов на крупные денежные суммы: ипотека, автокредиты, займы наличными. Именно такие программы создают избыточную финансовую нагрузку на клиентов. Кредиты по картам предполагают более гибкие условия погашения, поэтому проценты по таким продуктам будут снижаться в последнюю очередь. При этом банк оценивает индивидуальные риски по каждому клиенту, поэтому реальная ставка может разниться с первоначальным предложением.
Фактически, кредитно-финансовые организации оптимизируют свою долю на российском рынке. Лучший способ балансировки объёмов бизнеса – маркетинговая активность и продуктовые предложения. Именно это сейчас и происходит в банковском секторе экономики.