Сегодня для покупки недвижимости люди нередко оформляют целевой кредит – ипотеку. Имущество находится в залоге у банка до полной выплаты долга, поэтому оно само выступает гарантией возврата средств. По закону вместе с ипотечным договором может составляться закладная, причем разрешение заемщика для этого не требуется.
Что такое закладная?
Основные положения указаны в № 102-ФЗ от 16 июля 1998 года «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Закладная – ценная бумага, доказывающая передачу недвижимости в залог банку. Она доказывает, что приобретенная в ипотеку квартира – гарантия исполнения заемщиком финансовых обязательств.
По закону единой формы не предусмотрено, однако каждая закладная должна содержать такие сведения:
- название документа;
- реквизиты банка;
- сведения о заемщике;
- условия кредитования;
- информация о жилье;
- подпись заемщика.
Такую бумагу оформляют в единственном экземпляре, однако вы можете попросить себе копию.
Как банк использует закладную
Если клиент допустит просрочки по платежам, то банк вправе продать недвижимость, выступающую для него в качестве залога, и вернуть деньги. Другие доказательства наподобие кредитного договора уже не потребуются.
Также по этой бумаге банк имеет право полностью или частично продать кредитные обязательства клиента другому банку.
Если банковская организация столкнется с банкротством, то она воспользуется закладными для получения прибыли. Клиенты же станут должниками другого кредитного учреждения.
Этапы оформления закладной
Если заемщик покупает готовое жилье, то ее оформляют одновременно с подписанием ипотечного договора. При покупке жилья в строящемся доме ее составляют при оформлении права собственности на квартиру.
Также банк может оформить закладную на строящееся жилье вместе с подписанием ипотечного соглашения. Тогда ее оформляют на права требования по договору участия в долевом строительстве.
Порядок действий:
- Закажите отчет об оценке имущества.
- Предоставьте запрашиваемые документы.
- Подпишите закладную.
Бумагу оформят в течение последующих 14 рабочих дней. На подписании обязаны быть все стороны – заемщики и владельцы недвижимости. У каждой стороны должен быть паспорт.
Документы для оформления закладной
Основной список:
- Паспорта и СНИЛС всех сторон сделки.
- Выписка из ЕГРН или ДДУ, договор уступки прав требования.
- Справка о передаче имущества.
- Кадастровый № недвижимости, техническая документация.
Для обращения в Росреестр или МФЦ необходимы:
- Заявление о госрегистрации права собственности.
- Договор приобретения жилья.
- Акт приема-передачи недвижимости.
- Справка о совершении оплаты.
- Паспорт.
- Непосредственно закладная.
- Бумажный отчет об оценке.
- Ипотечный договор, соглашения.
Затем отправьте в банк расписку Росреестра или опись МФЦ, после чего застрахуйте имущество. Как только договор страхования будет заключен, отправьте его копию в банк.
Особенность электронной закладной
Электронная бумага содержит не только основные данные, но и сведения о депозитарии и его контактах, о счете депо.
Для оформления можно воспользоваться сайтом Росреестра или обратиться напрямую в банк. Потребуется УКЭП.
Что делать с закладной после погашения ипотеки
Если банк самостоятельно направил запрос в Росреестр и МФЦ, то вам делать ничего не нужно. Однако вы можете сами забрать из банка закладную с отметкой о выплате долга, после чего обратиться в МФЦ. Вы получите документ обратно, и на нем появится отметка «аннулировано».
Как проверить, что залог аннулирован
Зайдите на сайт Росреестра и укажите адрес недвижимости, ее условный или кадастровый номер.
Второй вариант – авторизоваться на госуслугах, перейти в раздел «Мои объекты» и найти прочерк в пункте сведений об ограничениях/обременениях прав.