В настоящий момент, регулятором рынка выявлены случаи, когда в кредитном договоре клиента просят поставить отметку о несогласии с получением дополнительных услуг. По мнению Центробанка, такая постановка вопроса заранее предопределяет, что клиент согласен получать доп. услуги, пользуясь банковскими продуктами кредитора. Об этом отмечается в письме, отправленном в АРБ, Еленой Ненаховой – заместителем руководителя Службы по защите потребительских прав и обеспечения доступности банковских услуг.
Фактически, человек, решивший получить потребительский кредит без справки о доходах сталкивается с навязыванием услуг со стороны банка. В большинстве случаев, речь идёт о таких платных опциях, как годовое обслуживание карты, СМС-информирование и пр. Такие услуги являются условно-бесплатными: пробный период в 1-2 месяца с последующим списанием оплаты в установленном размере. В результате, клиенты таких кредиторов платят в год до 5 000 рублей за услуги, которые им не нужны.
О подобных нарушениях регулятор рынка узнаёт из обращений граждан или в ходе проводимых проверок. При этом ЦБ намерен бороться с недобросовестным обслуживанием клиентов, и уведомляет все кредитно-финансовые организации о недопустимости проведения подобной политики.
Павел Шуст – исполнительный директор Ассоциации участников рынка отметил, что Центробанк применил поведенческий контроль: не просто наблюдательную проверку, а углубленный анализ принципов обслуживания. Возможно, это приведёт к европейской модели оказания банковских услуг. Например. В странах ЕС считается недопустимым трактовать бездействие клиента в качестве согласия, и заставлять ставить галочки в пунктах с подобными формулировками.