Большинству кредиторов пришлось оптимизировать кредитные портфели. Увеличение в июле спроса на потребительские кредиты (включая, кредит под залог квартиры) вынудило ведущих игроков начать политику выбора наиболее оптимальных инструментов. Пандемия особо остро ударила по сегменту POS-кредитования, ослабив позиции многих банков, что стало на руку Почта-банку, активно двигающемуся в этом направлении и планомерно увеличивающим свою долю.
Регулятор разместил отчетность, судя по которой подавляющее число кредиторов из топ-30 приступили к увеличению портфеля кредитов для физических лиц. Рост первой тройки составил:
- Сбербанк — 135 млрд рублей.
- ВТБ — 52 млрд рублей.
- Альфа-банк — 22 млрд рублей.
Согласно информации, полученной от БКИ «ОКБ», за июль кредиторы одобрили 1.2 млн потребительских займов, что на 11% больше, если сравнивать с аналогичным периодом 2019 года. Таким образом банками было выдано примерно 409 млрд руб. Этот показатель превышает сумму, выданную в июле 2019-го на 10%.
Некоторые банки, ранее активно раздающие POS-кредиты, пришли к решению сократить портфели на 1–2.5%:
- Хоум Кредит банк — на 4,5 млрд руб.;
- «Ренессанс Кредит» — на 3,4 млрд руб.;
- ОТП-банк — на 1 млрд руб.;
- «Восточный» — на 0,9 млрд руб.
Генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов рассказал, что основная причина стагнации POS-кредитования — высокий процент банкротства торговых точек. Участи не избежали даже крупные магазины, поскольку им пришлось выйти с карантина позже всех.
Согласно данным Infoline, оборот торговли в розницу непродовольственными товарами упал при самом оптимистичном сценарии на 3.7%, а возможно, и на 5%.
Кредиторы не скрывают, что портфели пришлось сократить из-за падения спроса на POS-кредитование. По сообщениям представителя ОТП-банка, их портфель во многом формировался из коротких кредитов. Даже до введения карантинных мер спрос на POS-кредиты неизменно снижался. Раньше потери можно было компенсировать, выдавая, например, кредит под залог квартиры наличными. Сейчас стагнация отрасли наблюдается по всем кредитным направлениям.
Финансовый директор «Ренессанс Кредит» Евгений Михалин отмечает, что на ситуацию отрицательно повлияли не только введенные карантинные меры, но и снижение заинтересованности среди населения, не готового в период неопределенности обременять себя дополнительной кредитной нагрузкой. Еще летом 2019-го кредитор ввел консервативный подход выдачи кредитов. Дальнейшее усложнение ситуации вынудило банк откорректировать отношение к клиентам, склонным к дефолту. Хоум Кредит назвал оптимизацию кредитных инструментов необходимостью, связанной с остаточным влиянием эффекта низких выдач за время эпидемии.
А вот Почта-банк, наоборот, портфель POS-кредитов увеличил на 1.6%, что составляет 6.8 млрд руб. По словам представителя банка, в июне показатели кредитования в данном сегменте были сравнимы с прошлогодними показателями для аналогичного периода. В июле они увеличились практически на 25%.
Директор по развитию партнерской сети Почта-банка Андрей Павлов заявил, что кризис стал для них шансом. Банку удалось наладить онлайн-кредитование и разработать продукт, позволяющий первые месяцы выплачивать лишь проценты. Именно это и стало востребованным в период самоизоляции.
По итогу проделанной работы Почта-банк смог занять высшую строчку на рынке POS-кредитования по выдаче. В дальнейших планах кредитора — обогнать Хоум Кредит по размеру портфеля.